Модернизация электротрансмиссии карьерных самосвалов по результатам длительной эксплуатации

УДК 622.684

Модернизация электротрансмиссии карьерных самосвалов по результатам длительной эксплуатации

А. Б. ВИНОГРАДОВ, научный руководитель, проф., д-р техн. наук
Н. Е. ГНЕЗДОВ, инженер-программист, канд. техн. наук
В. Л. ЧИСТОСЕРДОВ, начальник сектора программирования, канд. техн. наук
А. А. КОРОТКОВ, инженер-программист, канд. техн. наук

НТЦ Электропривода «Вектор», г.Иваново, Россия

Статья опубликована в периодическом издании "Горный журнал" – 2022. - №4. – с. 106-112.

Аннотация — Представлены результаты четырехлетней эксплуатации самосвалов грузоподъемностью 90 и 240 т с электромеханической трансмиссией. Перечислены изменения в конструкции, алгоритмах управления, процессе производства и испытаний тягового электрооборудования.
Ключевые слова: карьерный самосвал, электротрансмиссия, испытания, эксплуатация, анализ результатов, тяговый электропривод, системы управления
DOI: 10.17580/gzh.2022.04.16

Введение

   Транспортирование грунта и полезных ископаемых при их открытой разработке выполняют преимущественно карьерными самосвалами. По данным ОАО «БЕЛАЗ» – одного из крупнейших в мире производителей карьерных самосвалов и основного их поставщика на российский рынок, доля выпускаемых самосвалов особо большой грузоподъемности (90 т и выше) растет послед- ние несколько лет на 20–40 % в год и за 5 лет увеличилась почти в два раза, достигнув 64 % [1, 2]. Это свидетельствует о пере- вооружении добывающих предприятий техникой особо большой грузоподъемности. В таких самосвалах в большинстве случаев используют электромеханические трансмиссии (ЭМТ) [3].

   Как правило, режим работы самосвалов – круглосуточный, круглогодичный, с остановками только на техническое обслуживание в соответствии с регламентом. Основными регионами добычи полезных ископаемых открытым способом в РФ являются юг Западной и Восточной Сибири, Дальний Восток. Условия континентального климата Сибири предполагают изменение температуры, влажности, давления воздуха в широком диапа- зоне в течение года, а также их резкое колебание за короткое время, например в течение суток [4]. Дорожные условия – уклон, твердость, неровность покрытия, протяженность маршрута, перепад высот – существенно отличаются на разных карьерах. Следует учитывать и повышенную запыленность воздуха, в том числе токопроводящей угольной или металлосодержащей пылью. При этом для достижения максимальной экономической эффективности стараются обеспечить максимальную скорость движения, т. е. тяговое электрооборудование работает преимущественно в режимах максимальной тяги или торможения. Кроме того, имеют место перегрузы самосвалов, нарушение регламента технического обслуживания, несоблюдение правил эксплуатации.

   В целом множество и разнообразие перечисленных факторов невозможно учесть при разработке и на этапе испытаний. Необходимо в процессе эксплуатации накапливать, анализировать опыт и совершенствовать все составляющие электротрансмиссии или,как принято ее называть у производителей, комплекта тягового электрооборудования (КТЭО): аппаратную часть и программное обеспечение (ПО), документацию, процесс производства и испытаний, сервисное сопровождение и др.
...

 скачать статью в формате PDF (1,2 Мб)