РАЗРАБОТКА ФИЗИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ

УДК 621.321.29

РАЗРАБОТКА ФИЗИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ

А.Б. ВИНОГРАДОВ, докт. техн. наук, П.А. КОЛОСОВ, аспирант, Р.В. РОДИОНОВ, канд. техн. наук

В статье рассматриваются вопросы идентификации теплового двигателя фирмы Deutsch для трактора 300 лс. Приводится пример реализации физической модели средствами автоматизированного электропривода, настройки регулятора контура скорости.

Ключевые слова: моделирование, электропривод, идентификация параметров, испытания.

Working out of physical model of the diesel engine of vehicles with electromechanical transmission.

A.B. VINOGRADOV, Doctor of Engineering, P.A. KOLOSOV, R.V. RODIONОV, Candidate of Engineering

Identification of Deutsch firm diesel engine of a tractor 300 hp are considered. The example of realization of physical model by means of the automated electric drive and adjustment ofspeed loop regulator is presented.

Key words: electric drive, Identification of parameter, test.


Структура автопарка России определяет основные проблемы с экологией и безопасностью. Существует два направления по снижению экологической нагрузки на транспорт. Одно из которых – разработка мер по ускоренной замене старых автомобилей на современные с низким уровнем выбросов. Другое направление – развитие транспортных средств с использованием альтернативных источников энергии. К таким транспортным средствам относятся гибридные автобусы и транспортные средства сельскохозяйственного назначения с электромеханической трансмиссией.
При разработке тягового электрооборудования и алгоритмического обеспечения системы управления необходимо использовать физические модели тепловых двигателей, а также имитаторы нагрузки. При испытаниях электромеханические системы представляют собой множество взаимосвязанных между собой объектов. В настоящей статье приводится пример реализации испытательного оборудования на основе которого реализована физическая модель теплового двигателя и имитатор нагрузки [1,2].
На рис. 1 и 2 показаны характеристики дизельного двигателя фирмы Deutsch для трактора с электромеханической трансмиссией.
В табл. 1 приведены результаты обработки экспериментальных данных для дизеля Deutsch – показана зависимость статической ошибки регулирования скорости от момента сопротивления для заданной скорости 1800 мин.-1 Модель теплового двигателя (дизельного или внутреннего сгорания) можно представить в виде апериодического звена первого порядка:


Рис. 1. Временные зависимости скорости и момента дизельного двигателя
Рис. 1. Временные зависимости скорости и момента дизельного двигателя

Рис. 2. Временные зависимости при набросе нагрузки на дизель
Рис. 2. Временные зависимости при набросе нагрузки на дизель

.                                     (1)
В выражении (1) постоянная времени  теплового двигателя зависит от конструктивных особенностей теплового двигателя. Коэффициент  является нелинейной функцией частоты вращения и расхода топлива. При малых отклонениях частоты вращения и расхода топлива коэффициент  можно считать постоянным. В испытательных стендах используют физические модели объектов, для которых разрабатывается электрооборудование[3,4].
Схема стенда, реализующего физическую модель теплового двигателя и имитатор нагрузки, приведена на рис. 5. На рис.3 и 4 представлены результаты физического моделирования с разомкнутой и замкнутой обратной связью по скорости.
В качестве физической модели дизельного двигателя мощностью 300 лс трактора с электромеханической трансмиссией использован электропривод переменного тока. В состав электропривода входят асинхронный двигатель мощностью 200 кВт, преобразователь частоты КЕВ. Управление двигателем – векторное с обратной связью по скорости. На рис. 1. представлена переходная характеристика физической модели дизельного двигателя на частоте вращения 1487 мин-1 и набросе нагрузки 600 Н×м. Пропорциональная составляющая регулятора контура скорости настраивается с учетом статической ошибки согласно табл. 1. Интегральная составляющая отсутствует.


Рис. 3. Переходный процесс мотор-генератора с разомкнутой обратной связью по скорости
Рис. 3. Переходный процесс мотор-генератора с разомкнутой обратной связью по скорости

Рис. 4. Переходный процесс мотор-генератора с замкнутой обратной связью по скорости
Рис. 4. Переходный процесс мотор-генератора с замкнутой обратной связью по скорости

Рис. 5. Схема стенда, реализующего физическую модель теплового двигателя и имитатор нагрузки
Рис. 5. Схема стенда, реализующего физическую модель теплового двигателя и имитатор нагрузки


Таблица 1. Зависимость статической ошибки от момента сопротивления


Вращающий момент, Н×м

Частота вращения, об/мин

Ошибка, %

383

1830

1,08

621

1816

1,84

914

1783

3,62

1201

1750

5,41

С помощью разработанного испытательного стенда можно проводить следующие испытания: определение энергетических показателей, испытания на нагревание, проверка работоспособности на условном расчетном перегоне, работа по тяговой характеристики привода.
Выводы:
1. Разработана физическая модель теплового двигателя, позволяющая средствами автоматизированного электропривода проводить наладку и испытания тягового электрооборудования.
2. Адекватность физической модели проверена экспериментально. Переходные характеристики физической модели совпадают с переходными характеристиками дизеля трактора 300 лс с электромеханической трансмиссией по времени переходного процесса, скорости нарастания вращающего момента, статической ошибке регулирования.

Список литературы

1. Родионов Р.В. Управление энергетическими потоками при испытаниях тяговых электрических машин// Электромеханические и электромагинтные преобразователи энергии и управляемые электромеханические системы: сборник научных трудов IV Международной научно-технической конференции. Екатеринбург: УрФУ, 2011, С. 266–271
2. Виноградов А.Б., Изосимов Д.Б., Флоренцев С.Н., Глебов Н.А. Система оптимально-векторного управления асинхронным электроприводом на основе идентификатора параметров// Известия ТулГУ. Технические науки. Вып.3: Тула. Изд-во ТулГУ, 2010, Ч.1, ISSN2071-6168, с.66-69.
3. Афонин В.И., Родионов Р.В. Разработка физической модели безредукторного электропривода лифта// Проблемы электротехники, электроэнергетики и электротехнологии: сборник трудов Международной научно-технической конференции. Тольятти, 12– 15мая 2009г. В 3-хч. – Тольятти:ТГУ, 2009. – Ч.1. с. 266-270.
4. Родионов Р.В. Исследование тягово-энергетических характеристик приводов городского электрического транспорта// Известия ТулГУ. Технические науки. Вып.3: Тула. Изд-во ТулГУ, 2010, Ч.3, ISSN2071-6168 с. 157–162.